Протокол рабочего совещания по ст. 54.1 НК РФ | АНТАНТА
Загрузка

С 2004 года выигрываем дела в арбитражных судах

Взыскание долгов. Сопровождение банкротства.
Защита от кредиторов. Споры по договорам.

Пн-Пт 10.00-18.00

телефон руководителя

8 (926) 610-60-54

Заказать звонок


Статьи о налоговых спорах

Протокол рабочего совещания по ст. 54.1 НК РФ: статус документа и нужно ли отвечать?

В 2017 году в Налоговый кодекс была введена статья 54.1, касающаяся выяснения реальности совершаемых между организациями сделок в целях определения налоговой базы. В данном материале обсудим рабочие совещания налоговых инспекторов с налогоплательщиками при выявлении признаков недобросовестности и связей с фирмами-однодневками.

Тема актуальная на фоне проведения не только выездных налоговых проверок, но и участившихся случаев составления, так называемых, протоколов рабочих совещаний. Когда комиссия ИФНС приглашает руководителя налогоплательщика и долго рассказывает про допущенные им нарушения, делая различного рода предложения, но при этом не инициирует официальную проверку. После такого рода заседаний в ИФНС, налогоплательщики долго ломают голову, следует ли отвечать на протокол рабочего совещания?

Ранее, при рассмотрении налоговых споров базовым ориентиром судов было Постановление Пленума ВАС РФ (ликвидирован в 2014 году, однако его разъяснения не утратили силу) № 53 от 12.10.2006 о необоснованной налоговой выгоде, которое собрало в себя сформировавшуюся судебную практику о недобросовестности налогоплательщиков и о наличии у контрагентов признаков фирмы-однодневки.  Сейчас ситуация несколько изменилась введением в налоговый кодекс статьи 54.1.

Одновременно, фирмы все чаще и чаще получают от инспекции «приглашение» такого рода: «Вы приглашены на заседание Рабочей группы по рассмотрению деятельности налогоплательщиков – участников схем сомнительных операций». Несмотря на то, что данное уведомление не является повесткой, по которой явка обязательна, сходить на заседание надо — вы узнаете о вменяемой сумме недоимки, о проблемных контрагентах и о, собственно, самом предложении налоговиков.

Разумеется, инспекторы расскажут о том, насколько плохие у налогоплательщика контрагенты, ввиду чего предложат за них доплатить в бюджет НДС и налог на прибыль добровольно в размере 30-40-50% от установленной ими суммы недоимки, чтобы организация не попала в план налоговых проверок.
Рабочая группа в лице докладывающего будет рассказывать не только о признаках фирм-однодневок у контрагентов, но и проявленной вами недобросовестности, указывая, что вы не могли не знать об этом.

протокол рабочей группыЧто говорит о том, что контрагент является фирмой-однодневкой?

ФНС России в письме от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства» отвечает на этот вопрос практически исчерпывающе.
Базовыми признаками недействующего юридического лица налоговики назвали:

  • ошибки в налоговых декларациях, в том числе в нумерации корректировок к ним, т.к. бухгалтер реально действующей организации их не допустит
  • неявка директора по вызову в налоговый орган без уважительной причины и неоднократно
  • представление интересов организации на допросах в ИФНС представителями или адвокатами. Речь о Решении ФНС России от 11.04.2018 № СА-3-9/[email protected] — компания может пользоваться услугами представителя, а работники — юридической помощью, но юрист/адвокат не может давать показания за чужую фирму
  • отсутствие по месту регистрации руководителей или ИП, когда они фактически в других регионах, нежели место работы организации
  • регистрация представителей налогоплательщика в других субъектах РФ
  • фирмы, зарегистрированные недавно
  • когда в течение нескольких налоговых периодов ранее предоставлялись нулевые декларации и отчетность
  • сумма расходов организации сопоставляется с суммой доходов без ощутимой разницы
    более 98% вычетов по НДС
  • нет договора аренды с собственниками помещения по юридическому адресу
  • в штате один директор либо еще один сотрудник, а операции и обороты довольно большие
    невыплата заработной платы директору
  • беспричинный перевод организации на другой юр. адрес
  • смена руководителя незадолго до сдачи отчетности
  • после госрегистрации компании в течение нескольких месяцев не открывается счет в банке или просто отсутствие открытых счетов, что явно говорит о создании фирмы только для перепродажи
  • наличие большого количества банковских счетов
  • большая часть приходящих на счет сумм переводятся далее почти сразу
  • использование расчетных счетов в банках, расположенных неудобно относительно самой фирмы
  • в чистом виде обналичивание денег, зафиксированное ИФНС
  • внесение сведений об отсутствии по юридическому адресу организации, или номинальность (массовость) руководителя, участника (учредителя), что в принципе является основанием для исключении организации из ЕГРЮЛ

Руководитель действующей фирмы скажет, что данный перечень довольно жесткий. На самом деле, конечно речь о совокупности многих признаков признаков, а не о наличии выборочно какого-либо из них.

Статья 54.1 НК — что нового?

Теперь, разберем статью 54.1 Налогового кодекса РФ по смыслу.
п. 1 — налоговую базу и сумму налога нельзя уменьшать в результате искажения данных об операциях
п. 2 — если данные об операциях верные, то для уменьшения налога должны быть учтены 2 обстоятельства: 1) избежание от уплаты налога не должно быть целью сделки; 2) контрагент налогоплательщика по договору сам исполнил свои обязательства.
п. 3 — нельзя отказать налогоплательщику в уменьшении налога только на том основании, что: документы подписало неуполномоченное лицо; нормы налогового законодательства нарушены контрагентом, а не налогоплательщиком; налогоплательщик мог для тех же целей использовать другие сделки.
п. 4 — статья относится не только к налогам, но и к сборам и взносам по страхованию.

Среди предпринимателей есть мнение, что ст. 54.1 НК РФ устанавливает какой-то новый запрет или правила для проведения налоговых проверок. Однако, запрет на совершение налоговых правонарушений сложно назвать новым, особенно если мы вспомним количество разъяснений, касающихся получения необоснованной налоговой выгоды.

ФНС в письме № ЕД-4-9/[email protected] от 31.10.2017 разъясняет, что смысл новой правовой нормы — противодействие агрессивной налоговой оптимизации. При этом, указанной нормы закона прямо указывают, что базируются его положения на все том же Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 о необоснованной налоговой выгоде.

Протокол рабочего совещания в ИФНС

Что же касается протоколов рабочих совещаний в ИФНС, то разумеется ничего рабочего в них нет. Таким образом, не имея достаточного ресурса для проведения полноценной проверки и сбора всех доказательств, инспектора неофициально пытаются убедить налогоплательщика доплатить суммы налогов добровольно и внести корректировки в декларации. Пусть такая инициатива выглядит и произволом, мы рекомендуем посетить данное заседание с целью получить информацию, которой владеет «рабочая группа». В идеале, обеспечить присутствие арбитражного юриста, владеющего судебной практикой рассмотрения налоговых споров.

Во время заседания комиссии не рекомендуется что-либо конкретное пояснять и предоставлять какие-либо документы. Задача одна — выслушать налоговиков, забрать протокол. Вопросы инспектора лучше оставлять без ответа, это является вашим законным правом.

Отвечать или нет на протокол рабочего совещания письменно — решать налогоплательщику, т.к. сама по себе данная процедура неофициальная, ничем не предусмотрена и последствий не имеет. Полагаем, что отвечать на составленный протокол однозначно имеет смысл, когда в нем есть сведения, явно противоречащие реальным фактам. И такой ответ, разумеется, следует также доверить юристу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок