Главная » БАНКРОТСТВО » Противодействие управляемому банкротству — новые изменения в закон
БАНКРОТСТВО

Противодействие управляемому банкротству — новые изменения в закон

В закон о банкротстве, принятый почти 20 лет назад, внесено бесчисленное множество поправок. Но все равно банкротное законодательство безнадежно отстает от реальности. На этот момент обратил внимание Президент России, который в 2019 году в числе прочих поручений указал на необходимость совершенствования института банкротства.

С весны этого года на рассмотрении Государственной думы находится законопроект, предлагающий масштабные системные изменения в данной области. Подготовленные Минэкономразвития поправки направлены, в частности, на борьбу с так называемым управляемым банкротством. Шутка ли, контролируемые процедуры составляют более половины современных банкротных дел.

изменения в закон о банкротствеНесоответствие банкротного законодательства поставленным целям

С сожалением приходится констатировать, что закон о банкротстве с учетом всех изменений, внесенных к настоящему дню, не выполняет возложенные на него задачи. Вместо восстановления платежеспособности должника зачастую происходит улучшение материального положения его бенефициаров, вместо предельно возможного погашения задолженности перед кредиторами — «похороны» компании со списанием долгов. Такого плана услуги оказывает большое количество юридических фирм.

Вот данные «сухой» статистики (из пояснительной записки к законопроекту № 1172553-7) ЕФРСБ за предыдущие два года (2019-2020 г.г.):

  • меньше 5% требований кредиторов было удовлетворено в рамках банкротного процесса;
  • в 60% случаев кредиторам вообще не производились выплаты;
  • менее, чем 2% процедур (от общего числа за год) были направлены на реабилитацию должника-банкрота.

Налицо нарушение баланса интересов главных участников банкротных процедур — должников и кредиторов, в том числе государства. Надо отдать должное, на практике неоднократно предпринимались попытки повлиять на расстановку приоритетов.

  • Введение института субсидиарной ответственности перенаправило вектор претензий кредиторов с должников-банкротов на лиц, реально контролирующих бизнес (КДЛ). Кредиторы получили шанс вернуть хотя бы часть своих денег за счет имущества руководителей, собственников компаний и прочих бенефициаров. Причем судебная практика даже вышла за рамки, установленные законом. Верховным судом был введен прецедент, позволяющий взыскивать средства с родственников и наследников КДЛ, как сопричинителей вреда (Определения судебной коллегии Верховного суда РФ по экономическим спорам по делу №А04-7886/2016, по делу №А40-131425/2016). Конституционный суд, в свою очередь, разрешил снимать исполнительский иммунитет с единственного жилья должника.
  • Принцип субординации в банкротстве позволил оказывать влияние на статус недобросовестных аффилированных лиц, выступающих в роли кредиторов. Во-первых, они лишались права выбирать кандидата на роль арбитражного управляющего. Во-вторых, их требования понижались в очередности. Правда, законодательно принцип субординации нигде не был закреплен. Судьи толковали его на свое усмотрение, пока высший суд не закрепил правила единообразного применения.

И все же основная задача банкротства, как процедуры, направленной на восстановление платежеспособности должника, так и не была достигнута. Недобросовестные собственники бизнеса прятали активы, а от долгов избавлялись при содействии лояльных арбитражных управляющих, своевременно введенных в банкротную процедуру. Сроки судебных разбирательств непомерно затягивались, превращая должников в «вечных банкротов».

контролируемое банкротствоМинэкономразвития предложило комплексное реформирование института банкротства, уделяя внимание, в том числе, механизмам противодействия контролируемому банкротству.

Предлагаемые изменения в закон о банкротстве об управляемом/контролируемом банкротстве

Во-первых, планируется сократить сроки судебного банкротства и повысить значимость реабилитационных процедур. Применяемые сегодня процедуры существенно растягивают процесс по времени, но, как правило, не позволяют должнику решить возникшие финансовые проблемы. Зачастую банкроты продолжают бессмысленно вести убыточную деятельность. В соответствии с законопроектом останется всего 3 процедуры — реструктуризация долгов, конкурсное производство, мировое соглашение (реабилитация, ликвидация, мир). При этом должники наравне с кредиторами получат право вместе с заявлением о банкротстве просить о введении реабилитационной процедуры.

Что касается сроков:

  • реабилитация будет ограничена сроком в 4 года (плюс еще 4 года максимум по решению собрания кредиторов);
  • ликвидационные процедуры должны будут уложить в 12 месяцев (максимум 1,5 года);
  • в рамках конкурсного производства деятельность должника должна быть прекращена через 9 месяцев.

Причем решение как о продолжении, так и прекращении деятельности банкрота будет относиться к исключительной компетенции собрания кредиторов. Правда, если будет принято решение продолжать работать, то все убытки (непогашенные расходы) лягут на плечи кредиторов, голосовавших «за».

Во-вторых, предлагаются изменения в правила утверждения арбитражных управляющих. Нововведения призваны исключить практику назначения «карманных» управляющих, а также повысить мотивацию специалистов.

  • Управляющим (СРО) будет присваиваться рейтинг в зависимости от количества «успешно» завершенных дел (без нарушений, с возвращенными долгами). На основе «заработанных» баллов будет избираться СРО, которая и предоставит кандидата на пост арбитражного управляющего в конкретном деле.
  • Будет изменен и порядок расчета вознаграждения управляющих. По-прежнему, останутся проценты и фиксированная сумма, но размер последней существенно повысится (до полумиллиона рублей в зависимости от процедуры и статуса должника). Выплаты могут быть осуществлены единовременно либо периодически.
  • Управляющих ждет повышение ответственности. Если по обязательствам управляющего из средств компенсационного фонда СРО были произведены выплаты в качестве возмещения, то организации дается всего 3 месяца, чтобы покрыть выплаченные суммы. Иначе СРО понижается в рейтинге с переходом в другую группу (которой соответствует размер фонда) либо ликвидируется. В последнем случае управляющие не смогут работать по профессии следующие 3 года.

Конечно, перечисленными предложениями не ограничивается список нововведений. Проект на законодательном уровне позволит закрепить субординацию требований определенных кредиторов (КДЛ и прочих аффилированных лиц). Обязательные платежи в бюджет получат статус «обеспеченных залогом», поскольку должник-налогоплательщик не вправе распоряжаться деньгами, подлежащими внесению в казну.

Для продажи имущества должника будет утвержден новый механизм организации торгов (повышение и понижение цены в рамках одной процедуры), изменятся требования к электронным площадкам для торгов. Информация о реализации конкурсной массы станет более доступной (будет публиковаться на специальном сайте в удобном для покупателей формате с возможностью поиска по заданным параметрам). Органы исполнительной власти получат полномочия на проведение проверок потенциальных банкротов с точки зрения преднамеренности или фиктивности процедур.

Но это все будет в гипотетическом будущем при условии принятия законопроекта в неизменном виде. На данный момент поправки не вышли за пределы первого чтения в Государственной Думе. Будем наблюдать за изменениями в закон о банкротстве об управляемом/контролируемом банкротстве.

1 комментариев
  1. Зинченко Св.

    Когда примут то изменения в банкротный закон? Столько обсуждений, а все откладывается и откладывается..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок