Главная » юр. темы - разное » Воинский учет в организациях 2023. Ответственность за неисполнение требований.
юр. темы - разное

Воинский учет в организациях 2023. Ответственность за неисполнение требований.

постановка организации на воинский учетДля начала разберем базовые требования закона, на что они направлены и как их исполнить. Мы не будем повторять процитированные на многих порталах пошаговые инструкции для организации процесса постановки организации на воинский учет. Большинство возникших сегодня вопросов связаны с тем, что нарушения были допущены в предыдущие годы.

Цель статьи рассмотреть практическую сторону ответственности за полное или частичное неисполнение указанных требований. Именно, с точки зрения административного законодательства и судебной практики. Также, обсудим вопросы, как можно поступить дальше.

Изменения в законе «О воинской обязанности и военной службе»

С принятием постановления Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211, законодатель внес изменения в положения об организации ведения учета всех военнообязанных и призывников. Это оформляется приказом об организации воинского учета и планом его ведения на предприятии, а также подачей их в военкомат по месту нахождения (регистрации) организации вместе с другими необходимыми документами.

Требования предъявляются ко всем юридическим лицам, в штате которых есть военнообязанные мужчины, а также женщины с военно-учетной специальностью. На каждого такого сотрудника нужно вести учетную карточку, данные в которой необходимо актуализировать по мере изменения данных работника.

Данные о числе и статусе военнообязанных, а также план работ по воинскому учету, компания обязана ежегодно представлять в военкомат. Сроки предоставления согласовываются с конкретным военкомом. Организации, где есть забронированные сотрудники, предоставляют дополнительные установленные законом документы.

Ответственность за неисполнение новых положений закона

Все выложенные в последний месяц «сенсационные» материалы об огромных штрафах за непредоставление отчетности в рамках воинского учета описывают закон, но не говорят об условиях привлечения к ответственности за его несоблюдение. Более того, это выглядит так, что будто с 01 октября 2023 года появилась обязанность отчитываться перед военкоматом.

Между тем, обязанность работодателей предоставлять в военный комиссариат данные о военнообязанных была предусмотрена еще в 1998 году Федеральным законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Просто для негосударственных и не особо крупных организаций этот вопрос был неактуален. В том числе в связи с тем, что за допущенные нарушения штрафы были незначительными.

С 1 октября 2023 года штрафы ощутимо увеличились: за непредоставление каких-либо сведений о военнообязанных до 400 000 руб. для юрлиц и до 50 000 руб. для ответственных; за непередачу сотруднику информации о повестке в отношении него – аналогичные цифры; если в период мобилизации не сообщить сотруднику о его вызове – до 500 000 руб. юрлицу и до 80 000 руб. ответственному.

Что будет, если работодатель в 2023 году не направит в военкомат отчет?

В этом случае он может быть привлечен к административной ответственности по указанным выше финансовым санкциям. Но, сейчас актуальней вопрос звучит так:

Что, если организация ранее своевременно не встала на воинский учет в военкомате?

Ответственность за непостановку на воинский учет до 2023 года

Положения Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) применяются к тем отношениям, которые возникли в период действия данных норм. Тут придется разделить компании по времени их учреждения и приема на работу военнообязанных сотрудников. У созданных с мая 2020 г. и до 01.10.2023 г. организаций может быть ответственность, но разумеется, по старым «тарифам»: от 1 000 руб. до 5 000 руб.

А у учрежденных до 2020 года компаний ответственности не будет, т.к. пропущен срок привлечения к административной ответственности ввиду следующего.

Согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении… за нарушение в области воинского учета по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения. Кстати, до мая 2020 г. этот срок составлял 3 месяца.

Из пункта 2 указанной выше статьи следует: при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Таким образом, административное правонарушение, выразившееся в не направлении в двухнедельный срок в военный комиссариат сведений о принятии на работу военнообязанного сотрудника, подлежащего воинскому учету, не является длящимся и срок давности по нему начинает течь по прошествии данного срока.

Аналогичной правовой позиции придерживается Второй кассационный суд общей юрисдикции в постановлении от 20.03.2020 по делу № 16-289/2020.

Следовательно, по таким спорам, юридическое или ответственное лицо могут быть привлечены к ответственности в рамках трехмесячного срока с момента истечения двух недель после появления обстоятельств, о которых необходимо было сообщить в военный комиссариат.

Что делать, если военком просит предоставить объяснения по поводу непостановки на воинский учет компании ранее?

Если есть такая возможность, факт допущенного нарушения лучше вообще не признавать. Либо, можно сослаться на то, что работодателю не было известно о наличии военнообязанных сотрудниках в штате. Однако, исходя из приведенного в предыдущем разделе обоснования, этот вопрос может не заслуживать особого внимания.

Можно ли направить в военкомат документы почтой?

Учитывая, что предоставление указанных выше сведений сопровождается необходимостью согласовывать некоторые из них, направление почтой может быть расценено как ненадлежащее исполнение обязанности организацией. В настоящий момент мы не рекомендуем избегать личной явки в военкомат.

Что делать организациям сейчас?

Из указанного выше, мы бы рекомендовали в спокойном режиме формировать и подавать необходимую документацию в военный комиссариат. Среди таких документов приказ об организации воинского учета, карточка по форме 18, уставные документы. Их подробный перечень и порядок подачи необходимо согласовывать в военкомате по месту регистрации общества. Если военного комиссариата на местности нет, то его функции выполняют органы местного самоуправления.

Подробно прочитать о том, что, когда и как подавать можно тут.

Будем рады услышать мнения и обсудить детали написанного.

2 комментариев
  1. Андрей

    Добрый день! Действительно ли новое юр. лицо может в течение года не подавать сведения в военкомат?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок