Главная » ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГА » Дебиторская задолженность: рекомендации юристов
ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГА

Дебиторская задолженность: рекомендации юристов

Взыскание дебиторской задолженностиВ ходе хозяйственной деятельности перед предприятием у его контрагентов возникают долги. Причина – отпуск товаров и услуг в кредит, существенные уступки по срокам погашения задолженности, чтобы не потерять клиента и, как результат, не снизить товарооборот и доход. В таких случаях возврат дебиторской задолженности – это целое направление, которое направлено на возврат выданных кредитов.

Виды должников и методы работы с ними

Причина, по которой появляются просроченные кредитные обязательства, дана выше. Механизм следующий:

  1. Приходит кризисный период, который снижает уровень потребления;
  2. Выручка контрагентов уменьшается, им сложнее отвечать по взятым ранее обязательствам;
  3. Они просят кредитора отсрочить выплаты либо ставят его перед фактом, что денег на данный момент нет;
  4. Чтобы не потерять клиентов и не снижать товарооборот, предприятие вновь осуществляет поставку товара или услуги в кредит;
  5. Нагрузка на должника возрастает, ему становится сложнее рассчитываться по взятым обязательствам.

И так по кругу, до тех пор, пока проблема не начнет решаться на другом уровне, и взысканием задолженности не займется узконаправленный специалист. Но должники неоднородны. Среди них нужно четко выделить категории, и к каждой применить индивидуальные методы возврата кредита.

Условно всех кредитополучателей можно разделить на три категории:

  • добросовестные;
  • недальновидные;
  • преступные.

В первом случае речь идет о тех контрагентах, с которыми давние деловые отношения, они никогда не подводили, вовремя оплачивали счета. Задержка в погашении выделенного кредита для них неординарная, нетипичная ситуация.

Для работы с такими должниками рекомендуется:

  1. Отказаться от жесткой позиции;
  2. Проводить переговоры на уровне руководителей;
  3. Искать приемлемые для обеих сторон решения.

В этом случае нужно преследовать цель, чтобы добросовестный заемщик выдвинул в списке своего реестра кредиторов конкретное юридическое лицо, руководитель которого ведет переговоры по дебиторке. Другие методы решения проблемы:

  1. Реструктуризация обязательств;
  2. Рассрочка оплаты;
  3. Дисконт.

Еще один метод, который выгоден сторонам, – конвертация задолженности в ценные бумаги, акции заемщика. Посредством этого невыполненные обязательства конвертируются в актив, обеспечивающий возврат дебиторки. В условиях нехватки финансов, такой подход может не устраивать кредитора, но это лучше, чем терять контрагента и инициировать процедуру банкротства и конкурсного производства.

Еще один вариант – соглашение о компенсации долга имуществом или активами предприятия-заемщика. Но перед подписанием такого договора, необходимо проверить:

  1. Ликвидность предлагаемого имущества;
  2. Отсутствие обременения на него по другим обязательствам.

Важно знать! Если предприятие не справится с долгами, против него начнут процедуру банкротства, назначенный управляющий вправе отменить сделки, заключенные в течение трех лет до этого.

Поэтому, соглашаясь на последний способ прекращения дебиторки, необходимо тщательно проанализировать финансовое состояние должника и его дальнейшие перспективы. Риск должен быть оправданным.

Недальновидные и преступные заемщики

С остальными двумя категориями контрагентов, не выполняющих взятых на себя обязательств, сложнее. Первые характеризуются следующим:

  1. Не отвечают на звонки;
  2. Игнорируют письменные сообщения;
  3. На предприятии начинается процесс частой смены ответственных лиц, которые отвечают за оплату по кредитам.

Лакмусовая бумажка – при встрече с руководителем или представителем такого предприятия достигается четкая договоренность по срокам и размерам выплат, в назначенный день денег нет. При попытках связаться, уточнить по срокам, напомнить, контрагент снова не отвечает на звонки и игнорирует письма.

Кредитору нужно понять – этот должник намерен уйти от обязательств. Поэтому действовать нужно жестко и быстро, применяя следующие методы:

  1. Навязывание проведения встреч, не дожидаясь приглашения;
  2. Требования о выполнении обязательств вручается лично;
  3. Использование автоматического воспроизведения сообщений по телефону, чтобы парализовать работу заемщика.

Одновременно готовятся и подаются документы в суд. Вместе с исковыми требованиями заявляется ходатайство об обеспечительных мерах. Всё это можно усилить доведением до должника намерения:

  1. Распространить сведения о его недобросовестном поведении среди всех участников данного сегмента рынка;
  2. Донести до налоговой службы данные о его плохой налоговой дисциплине.

В обоих случаях контрагент сильно рискует. Тут и потеря деловой репутации, что негативно отобразится на товарообороте в непростое время, и налоговые проверки. Не нужно утруждаться коммерческой разведкой – для субъектов малого и среднего бизнеса характерна недобросовестная налоговая дисциплина, которая с приходом кризиса только ухудшается.

Наконец, завершающий метод – инициация процедуры несостоятельности/банкротства. Грамотный подход, подготовка нужных документов, которые свидетельствуют о незаконных действиях контролирующих предприятие-должника лиц, – повышает шансы для привлечения руководства и собственников к субсидиарной ответственности. Угроза такого исхода вынудит их идти на уступки кредитодателю и выполнить взятые перед ним обязательства.

С третьей категорией, в которую попадают преступные заемщики, всё просто. Получить с них задолженность не получится, они заранее вступали в отношения либо оформляли кредит, намереваясь его не отдавать. Предупредить их можно на ранней стадии. Перед заключением договора нужно тщательно проверить историю компанию и грамотно оценить риски.

Рекомендации специалистов по управлению дебиторской задолженностью

Ничего секретного или неожиданного в этих рекомендациях нет. Но юристы не раз обращают внимание, что предприниматели игнорируют эти советы, которые резко снижают риск финансовых потерь. Проблемы задолженностью решаются на следующих стадиях:

  1. При заключении соглашения;
  2. В ходе работы с контрагентами до возникновения долгов;
  3. При появлении невыполненных обязательств.

Методы работы на последнем этапе расписаны выше. На стадии поиска клиентов необходимо отдавать предпочтение муниципальным предприятиям. Как показывает судебная практика, процент получения сатисфакции с таких контрагентов выше, чем с частных предпринимателей.

В договоре предусмотреть:

  • Четкие сроки выполнения обязательств, их размер;
  • Условия и процедура возврата дебиторской задолженности;
  • Неустойку в большом размере;
  • Залоговое имущество;
  • Поручительство третьих лиц;
  • Третейское разбирательство.

Такие условия не исключают возникновение задолженности, но риск снижается, а размер дебиторки ощутимо меньше не как в долгосрочной, так и в среднесрочной перспективе.

Предусмотрительно указав в соглашении процедуру третейского разбирательства, кредитор получает возможность ускорить судебное разбирательство. Весь процесс занимает 2-3 месяца, в то время как в арбитраже спор затягивается на полгода-год и больше, являясь причиной неудовлетворительного взыскания денег с должников.

При проверке контрагентов нужно внимательно относиться:

  1. К сделкам с дочерними компаниями;
  2. К условиям оплаты в иностранной валюте.

В первом случае велик риск, что крупные холдинги намеренно создают дочерние структуры, чтобы защитить таким способом основную компанию от требований кредиторов по взятым обязательствам. Купировать риск можно, если поручителем по обязательствам выступит материнская компания.

Во втором случае риск возникновения долга усугубляется регулярной (раз в 3-5 или 7 лет) девальвацией курса национальной валюты. Нестабильная ситуация на сырьевых рынках и болезненное

Взыскание задолженности дебиторовреагирование на них пары доллар-рубль негативно отображается на деятельности контрагента и росте дебиторской задолженности.

После подписанного соглашения рекомендуется:

  1. Отслеживать деятельность контрагентов;
  2. Внимательно изучать выявленные факты, которые указывают на проблемы у предприятий-партнеров.

Такими фактами могут быть:

  1. Смена юридического адреса на другой регион;
  2. Изменение учредителей и руководителей;
  3. Принятие решения на ликвидацию;
  4. Рост исковых заявлений на контрагента о выплате задолженности;
  5. Массовое увольнение персонала.

Для мониторинга используется ЕГРЮЛ или специальные онлайн-ресурсы, на которых оперативно размещается информация о деятельности предприятий.

Процедура возврата дебиторской задолженности – это комплекс действий. На каждом из этапов можно допустить непоправимую ошибку, что приведет к существенным финансовым потерям. Чтобы их предупредить, необходимо обращаться за помощью к практикующим юристам, которые специализируются в этом направлении.

Один комментарий
  1. Зинченко Св.

    Взыскиваем дебиторку постоянно в течение 11 лет, за это время поменяли 6 юридических фирм. Конкретных претензий ни к кому не было из них — где-то подешевле искали, где-то по оперативней спецов. Но самостоятельно заниматься долгами несерьезно — каждый должен заниматься своим делом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок