Загрузка
НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ

Списание расходов и налоговые споры

Налоговые споры в арбитражном суде
Налоговые споры в арбитражном суде

Правильно учесть затраты при исчислении налога на прибыль весьма важно для оптимизации налогообложения. При этом некоторые расходы предприятия можно и нужно списывать, а другие могут вызвать вопросы у проверяющих инстанций или привести к налоговым спорам в суде. На основании правоприменительной практики можно дать определённые рекомендации относительно того, какие категории трат учитывать следует, а какие – нет.

Расходы на аренду помещений

Возможно, кого-то удивит тот факт, что включение расходов на аренду помещения в расчёт налога на прибыль может спровоцировать налоговые споры. Эту категорию расходов сложно назвать необоснованной или не направленной на получение дохода, а подтвердить перечисление средств документально, как правило, не составляет труда. Вопросы возникают в случае, когда используемое для целей коммерции помещение находится в статусе жилого. Несмотря на то, что закон запрещает размещать офис в квартире, существовала практика учёта расходов на подобного рода помещение. Однако ситуация изменилась в конце прошлого года, после того, как Министерство Финансов РФ опубликовало письмо №03-03-06/1/48504 от 29.10.2014. Отныне списание расходов на аренду помещения, в случае, если оно жилое, гарантировано вызовет претензии со стороны налоговиков.

С арендой нежилых помещений всё тоже не сосем просто: разногласия вызывает то, к какому периоду отнести расходы. Следует ли отталкиваться от даты, указанной в платёжном поручении, или от периода, за который происходила оплата. Основываясь на Налоговом Кодексе и рекомендациях Минфина, можно сделать вывод о том, что если предприятие использует кассовый метод расчетов, то стоит ориентироваться на платёжку. Если же применяется метод начисления, то признание расходов происходит согласно договору аренды, или же последним числом квартала. При этом момент фактического перевода денег со счёта организации не принимается во внимание.

Расходы на обеды сотрудников

Некоторые организации, проявляя заботу о сотрудниках, предоставляют им бесплатные обеды. Расходы на питание вполне обоснованны и могут оказать влияние на результат деятельности, выступая как фактор мотивации, но учесть их при формировании базы по налогу на прибыль удастся не во всех случаях. Упоминание о компенсации питания должны быть в коллективном или трудовом договоре. Соответственно, расходы на обеды станут составной частью оплаты труда и отразятся, в том числе, и в НДФЛ. Это возможно лишь если есть определённая порция с указанной стоимостью. В случае «шведского стола» учесть расходы при расчёте налога на прибыль не удастся. Игнорирование этой правовой позиции, озвученной Минфином, может спровоцировать налоговые споры.

Оплата труда

Чтобы списать выплаты в адрес сотрудников, необходимо учесть их как оплату труда. Однако следует помнить, что эти перечисления должны укладываться в открытый перечень, размещённый в Налоговом кодексе РФ (ст. 255). Не важно, производятся ли перечисления в денежной или натуральной форме, имеют ли они разовый или регулярный характер, учитывать их при расчёте налога на прибыль можно и нужно. Некоторые аспекты учёта оплаты труда при расчёте налога на прибыль будут рассмотрены далее.

Необычные премии

Увидев среди списываемых расходов нетипичную премию, выплачиваемую сотрудникам однократно или на регулярной основе, опытный налоговый инспектор может насторожиться: такой приём иногда используют с целью получения необоснованной налоговой выгоды, искусственно раздувая расходную часть. Критерием получения премии может быть, например, отказ от курения. Учёт именно такой премии спровоцировал налоговые споры с ООО «КДВ Минусинск» окончательно завершенные в минувшем году. Компании удалось доказать в суде, что расходы на данную премию направлены на увеличение производительности, так как сотрудники более рационально использовали своё время, ранее уходившее на перекуры. Важную роль сыграли несколько факторов:

  • основанием для выплаты премии было заявление работника об отказе от курения.
  • выплата премии подразумевалась приложением к коллективному договору, которое регламентировало все аспекты начисления денежных средств.

Наличие этих документов сыграло свою роль и на основании решения арбитражного суда все обвинения в налоговых правонарушениях с предприятия были сняты.

Забота о здоровье сотрудников

Отдельные сознательные работодатели не считают достаточными меры по заботе о здоровье подчинённых, предписанные законодательно, и по своей инициативе оплачивают сотрудникам посещение фитнес-клубов. Учёт этой статьи расходов при расчёте налога на прибыль зачастую вызывает ряд вопросов. Позицию Министерства Финансов по этому вопросу сложно назвать однозначной, а налоговая служба относится к списанию расходов на фитнес крайне негативно. В результате некоторые организации отказывались от включения оплаты фитнеса в перечень расходов, а другие продолжали учитывать эти траты и готовились защищать свою позицию в арбитраже. После внесения изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 в данном вопросе наступила некоторая ясность. Привлекать сотрудников к занятиям спортом можно и нужно, так как это вполне укладывается в требования о создании нормальных условий труда. Ничто не должно мешать учитывать эти расходы как обоснованнее и направленные на рост прибыли, однако они должны быть оформлены соответствующим образом. Можно провести их как составную часть расходов на оплату труда или же как затраты на создание нормальных условий труда, в числе прочих расходов на производство и реализацию. Однако следует отметить, что некоторые эксперты скептически смотрят на изменения в приказе Минздравсоцразвития и прогнозируют налоговые споры в арбитражных судах вокруг затрат на фитнес.

Выходные пособия

Необходимость в сокращении штата, которую диктуют сложные рыночные условия, заставляет руководство компании заключать с сотрудниками соглашение о расторжении трудового контракта. Такая договорённость всегда подразумевает некоторое выходное пособие. Возникает вопрос: корректно ли учитывать его при расчёте налога на прибыль? Мнения государственных инстанций по этому вопросу расходятся. Министерство Финансов допускает списание подобных расходов, однако лишь в том случае, когда они подразумеваются трудовым (или коллективным) договором. ФНС занимает противоположную сторону, обращая внимание на то, что данные траты не относятся к расходам на оплату труда. Более того, действующее законодательство нигде прямо не предусматривает выплаты подобного рода, а производственного характера они не имеют. Чтобы устранить противоречие и предотвратить налоговые споры, Госдума внесла поправки в Налоговый Кодекс, и теперь, с начала текущего года, начисления увольняемым работникам включаются в расходы на оплату труда. Помимо указанного ранее требования о наличии упоминания о выходном пособии в трудовом договоре, необходимо также его упоминание в соглашении о расторжении контракта и в других локальных нормах, регулирующих различные аспекты трудового права. Выплата выходного пособия возможна лишь при прекращении трудового договора.

Методика расчёта затрат предприятия

Определение цен товаров и материалов, закупаемых предприятием, кажется простым лишь на первый взгляд. Есть несколько методов, к которым можно прибегнуть для оценки стоимости:

  • оценка по средней стоимости,
  • оценка по стоимости единицы запасов,
  • фифо.

Выбор метода производится по усмотрению руководства предприятия. Как это ни

налоговые споры в арбитраже
налоговые споры в арбитраже

удивительно, утверждённых на законодательном уровне методик расчета по каждому из этих методов – не существует. Применяя разные методики можно получить результаты, отличающиеся друг от друга, что может спровоцировать налоговые споры. Некоторую ясность в данный вопрос внёс приказ Минфина, допускающий применение для налогового учёта тех же методик, что успешно используются в бухгалтерском учёте.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что практически все (за исключением предусмотренных ст. 270 НК РФ) важные расходы подлежат учету при определении размера налога на прибыль, если документировать их надлежащим образом. Это не гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговой службы, однако, при своевременной правовой поддержке, необоснованных налоговых взысканий удастся избежать.

Один комментарий
  1. Матвей Славчук

    Работаю второй год. При расчете налога на прибыль у нас на предприятии в обязательном порядке учитываются абсолютно все расходы, и для каждого вида расходов подготавливается серьезное документальное подтверждение. Однако налоговики постоянно предъявляют все новые и новые претензии. Возникает ощущение, что для них это какое-то развлечение: найти, к чему придраться. Уже приходилось с необоснованными взысканиями разбираться, никому не пожелаю таких проблем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок