Загрузка

С 2004 года выигрываем дела в арбитражных судах

Взыскание долгов. Сопровождение банкротства.
Защита от кредиторов. Споры по договорам.

Пн-Пт 10.00-18.00

телефон руководителя

8 (926) 610-60-54

Заказать звонок


КОРПОРАТИВНЫЕ СПОРЫ

Как оспорить выполненные услуги

В одной из наших публикаций мы рассматривали ситуацию в строительном подряде, когда заказчик уже после проведения приемки и подписания актов понимал, что работы его не устраивают (Можно ли оспорить подписанный акт выполненных работ). Анализ законодательства и судебной практики позволил установить несколько подходов к разрешению конфликта между подрядчиком и заказчиком в зависимости от фактических обстоятельств.

А как обстоят дела в сфере возмездного оказания услуг? Может ли заказчик оспорить выполненные услуги после их приемки (подписания актов двумя сторонами)?

Правовое регулирование отношений в рамках оказания услуг и подряда

Что есть услуги с точки зрения законодателя? Это совершение исполнителем неких действий  или осуществление определенной деятельности. При этом предметом договора услуг не может быть достижение конкретного результата. Более того, результат вообще может быть недостижим в силу объективных причин. В этом и заключается принципиальное отличие подряда от оказания услуг.

Отсутствие конкретного результата как цели сделки является принципиальным отличием услуг от подряда

Тем не менее, закон прямо указывает на возможность субсидиарного применения к договорам оказания услуг положений о подрядных работах, настолько, насколько это не противоречит природе данных отношений. А это значит, что при разрешении конфликтов ориентироваться следует не на все нормы о подряде, а только на те, что соответствуют специфике предмета.

Нас интересуют, прежде всего, нормы о приемке работ и услуг. Гражданский кодекс подробно регламентирует порядок приемки подрядных работ, связывая последствия приемки с выявлением явных или скрытых изъянов в материальном результате работ.

  • Когда недостатки могли бы быть обнаружены заказчиком, но он проявил небрежность и подписал акты не глядя, — в том его прямая вина, и риски такой халатной приемки несет тоже он (если, конечно, в договоре не было закреплено право заявлять претензии по качеству после приемки).
  • Когда характер недостатков таков, что выявить их во время приемки невозможно, то подписание актов без замечаний не лишает заказчика права их оспаривать впоследствии.

Справедливости ради, следует отметить, что суды трактуют эти нормы по-своему, в определенных случаях позволяя заказчикам «отыгрывать» подписанные акты по принятым работам даже с явными недостатками.

оспорить факт услугЧто касается услуг, то их оказание подразумевает отсутствие вещественного результата, который заказчик мог бы принять после осмотра и проверки. А значит, нормы о выполнении подрядных работ и сдаче их результата заказчику не должны здесь применяться. В том числе статья 720 ГК РФ, лишающая заказчика права ссылаться на выявленные после приемки явные недостатки.

Таким образом, факт подписания акта при приемке услуг никоим образом не ограничивает заказчика в предъявлении претензий по услугам в будущем. Более того, не должно становится препятствием наличие в оформленных актах приемки таких формулировок, как «услуга оказана в полном соответствии с условиями договора», «заказчик претензий к исполнителю не имеет в отношении качества, объема, сроков оказания услуг».

Как заказчику на практике оспорить выполненные услуги

Это, пожалуй, самая интересная часть повествования: как именно нужно действовать заказчику, который услуги принял, акты подписал, но остался недоволен качеством (объемом, сроками) оказанных услуг. Пытаясь оспорить выполненные услуги, некоторые заказчики демонстрируют поразительную изобретательность, отзывая подписи на оформленных актах сдачи-приемки услуг.

Есть судьи, которые расценивают такой «отзыв» как косвенное доказательство несогласия заказчика с ранее принятыми услугами. Однако, не стоит возлагать особые надежды на такое действие. С правовой точки зрения акты приемки не являются гражданско-правовыми сделками, а значит, их нельзя признать недействительными или потребовать отмены.

Более того, гражданское законодательство не предусматривает оформление актов, как обязательное условие приемки выполненных услуг. Основанием для оплаты выступает само совершение конкретных действий исполнителем. Даже если заказчик откажется от исполнения договора в одностороннем порядке, оказанные к этому моменту услуги все равно придется оплатить вне зависимости от факта расторжения договора.

Еще раз — судьи прямо указывают, что при отсутствии доказательств совершения исполнителем определенных действий для заказчика, сам по себе акт, подписанный без замечаний, не доказывает надлежащее оказание услуг.

В этой связи принципиальное значение приобретают действия заказчика до обращения в судебные инстанции. Именно заказчик должен представить документы, фиксирующие ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом:

  • письменное извещение исполнителя обо всех обнаруженных недостатках (отступления по срокам, объему или качеству оказанных услуг);
  • мотивированный отказ от подписания переданных актов приемки;
  • сами доказательства наличия недостатков.

Так как недостатки чаще всего обнаруживаются после приемки, следует их зафиксировать, к примеру, составить отдельный акт о выявленных недочетах в оказанных услугах. К подписанию такого документа следует привлечь исполнителя, однако отказ последнего не является препятствием для составления заказчиком одностороннего акта. Этот акт необходимо направить исполнителю вместе с претензией.

На что может рассчитывать заказчик? При получении некачественных услуг заказчик вправе требовать уменьшения договорной цены. В некоторых случаях можно отказаться от заключенного договора и потребовать у исполнителя возместить причиненные убытки. Если на счет исполнителя уже были перечислены авансовые платежи, эти суммы могут быть взысканы в качестве неосновательного обогащения (если услуги не оказаны).

Может пригодиться

Стороны не прописали в тексте договора содержание и объем подлежащих оказанию услуг? Это значит, что предмет договора остался несогласованным. А это существенное условие. Таким образом, появляются основания считать договор услуг незаключенным. В этом случае даже исполнитель не сможет через суд понудить заказчика исполнять договор. Однако не следует забывать, что фактическое исполнение договора сторонами приводит к его исцелению.

При этом отсутствие в договоре условия о цене не позволяет признать договор незаключенным. Стоимость будет определена исходя из обычных расценок на услуги такого рода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок