Споры по перевозкам грузов в арбитражной практике | АНТАНТА
Загрузка

С 2004 года выигрываем дела в арбитражных судах

Взыскание долгов. Сопровождение банкротства.
Защита от кредиторов. Споры по договорам.

Пн-Пт 10.00-18.00

телефон руководителя

8 (926) 610-60-54

Заказать звонок


юр. темы - разное

Споры по перевозкам грузов в арбитражной практике

ЮК Антанта специализируется на арбитражных спорах по перевозке с 2004 года

Перевозки грузов зачастую сопровождаются большим количеством споров. Причин тому несколько.

Во-первых, сами предприниматели ведут себя непредусмотрительно: неправильно оформляют сопровождающие документы либо подписывают договоры с двусмысленными формулировками, которым впоследствии трудно дать правовую оценку. Иногда сложно даже правильно квалифицировать сам договор, не говоря уже об установлении конкретных обязательств сторон.

Во-вторых, законодательная база в сфере перевозок имеет существенные пробелы. Много вопросов вызывает разделение транспортно-экспедиционных услуг и непосредственно перевозок грузов. Как результат, судьи при рассмотрении арбитражных споров по перевозкам делают совершенно разные выводы, зачастую взаимоисключающие. Прояснить ситуацию и расставить все точки над «ё» попытался высший суд. В обзорах за 2017 и 2018 годы Верховный суд РФ озвучил свой принципиальный взгляд на решение многих проблем (ПП ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)

Грузоотправители, перевозчики и экспедиторы

Прежде чем приступать к анализу претензий участников правоотношений, хотелось бы сказать несколько слов о правилах оформления соответствующих услуг в сфере грузоперевозок. Стороны могут заключить договор любого типа:

  • перевозки груза;
  • аренды транспортного средства;
  • фрахтования;
  • транспортной экспедиции.

Каждое из этих соглашений определяет свои особенности правового регулирования отношений, возникших между сторонами договора.

Перевозка грузов

Суть договора перевозки заключается в том, что перевозчик за вознаграждение доставляет груз отправителя получателю. Обязанности перевозчика: принять груз — доставить в назначенный пункт — выдать уполномоченному лицу.

Перевозчик отвечает за исправность транспортного средства (ТС), своевременность подачи транспорта, сохранность груза, а также за просрочку доставки. В частности, он должен возместить убытки, вызванные его ненадлежащими действиями.

Кто отвечает за погрузку и выгрузку товара (транспортная компания, отправитель или получатель) — определяется самими сторонами в договоре.

Транспортная накладная является частью договора, составляется перевозчиком и передается отправителю.

Аренда транспорта

При заключении соглашения данного типа стороны договариваются о передаче во временное пользование ТС. То есть арендатор платит не за услугу по перевозке грузов, а за аренду конкретного транспортного средства. Следовательно, арендодатель не должен отвечать за сохранность груза (исключение — аренда ТС с экипажем) и за срыв сроков доставки.

Фрахтование

Заключение данного договора подразумевает обязанность одной стороны (фрахтовщика) предоставить место для транспортировки груза. При наличии вины фрахтовщик отвечает за срыв сроков доставки, но не несет ответственность за сохранность груза, поскольку товар должен сопровождать представитель грузоотправителя. Если фрахтователь не воспользовался зарезервированным местом, он все равно должен оплатить услугу.

Транспортная экспедиция

Экспедирование по своей сути есть сопровождение перевозки. Экспедитор выполняет функцию агента, он может заключить договор как с отправителем, так с получателем или иным лицом. При этом экспедитор вправе организовать доставку груза своими силами либо привлечь для того третьих лиц.

Экспедитор несет ответственность за сохранность товара (солидарно с перевозчиком), если он принял на себя функции договорного перевозчика, а именно:

  • для перевозки использует собственный транспорт и оформляет свои транспортные документы;
  • каким-либо иным образом подтвердил согласие обеспечить сохранную доставку груза.

Кто и за что признается виновным в спорах по перевозкам грузов

Как уже было отмечено ранее, при разрешении конфликтов в сфере грузоперевозок принципиальное значение будет иметь не формальное название договора, а его суть (содержание условий).

Сохранность груза

Если при транспортировке груза с ним случилась какая беда: повреждение товара, недостача или полная утрата, то обязанность возместить причиненный вред может быть возложена на следующих лиц.

  1. Перевозчик. Он отвечает за сохранность товара вне зависимости от вины как профессиональный исполнитель. Единственное, что может освободить перевозчика от ответственности — непредвиденные обстоятельства. Правда ВС не считает таковыми ДТП, так как не знать о подобных рисках перевозчик не имеет права. Если в порче груза виноваты третьи лица, после возмещения владельцу стоимости поврежденного товара, перевозчик может заявить регрессные требования к виновной стороне.
  2. Экспедитор, если он действует не как агент, а как фактический перевозчик.
  3. Отправитель, если по условиям договора именно он должен был упаковать груз соответствующим образом, но не сделал этого, вследствие чего груз пострадал. Однако перевозчику придется доказать, что именно отсутствие упаковки привело к повреждению товара.

Предъявить претензии к перевозчику может как отправитель груза, так и экспедитор, но с условием — экспедитор вправе требовать у перевозчика возмещения убытков, если он заключил договор перевозки от своего имени. При этом неважно, возмещал ли ущерб сам экспедитор своему заказчику. В свою очередь заказчик может потребовать у экспедитора уступить ему права требования к перевозчику.

Сроки

Перевозчик обязан возместить убытки своему контрагенту в случае просрочки доставки груза. Даже если стороны включат в текст соглашения условие об обратном (что перевозчик не возмещает убытки при нарушении сроков перевозки), суд может признать такой пункт договора недействительным.

Для споров по перевозкам срок исковой давности ограничен одним годом. Причем данное правило не применимо к обязательствам из причинения вреда, для которых срок давности составляет три года.

Исковая давность приостанавливается на период досудебного (претензионного) порядка разрешения конфликта. На течение срока исковой давности не может оказать влияние даже тот факт, что экспедитор возместил убытки своему клиенту.

Иные важные вопросы по теме

  • Перевозчик не вправе предъявлять претензии по оплате отправителю, если он подписал договор с экспедитором.
  • Отсутствие накладной, равно как и ее неправильное заполнение, не может считаться безусловным основанием для признания договора перевозки незаключенным.
  • Если отправитель решил сэкономить на провозной плате и для того указал заниженные данные о массе груза, то он несет ответственность за такие действия.
  • Экспедитор, который выдал груз неуполномоченному лицу по поддельным документам, не освобождается от ответственности за сохранность груза.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок