Загрузка
ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГА

Взыскание задолженности по договору перевозки

задолженность по договору

обращение к арбитражным адвокатам

этапы работы юристов

узнать перспективу у юриста

Теперь подробнее про принципы возникновения и рассмотрения дел о взыскании задолженности по договорам перевозки товаров

Гражданское законодательство исходит из принципа, что участники сделки свободны в определении условий сотрудничества, если согласованные правила не нарушают императивных требований закона. Все те обязательства, что стороны на себя добровольно взяли, они должны исполнить своевременно и надлежащим образом. Отмена договорных обязательств в одностороннем порядке не допускается.

Это теория. А на практике стороны нередко после подписания документов «меняют правила» по собственному усмотрению либо в одностороннем порядке «выходят из игры».Возьмем для примера перевозку грузов. Обычно, все конфликты сводятся к тому, что одна из сторон нарушила свои обязательства либо вообще отказалась от договора. Соответственно, перевозчики и отправители чаще всего обращаются в суд либо для взыскания задолженности по договору перевозки, либо для наложения санкций на виновника и возмещения убытков. Ключевые позиции высших судов по перевозкам грузов рассмотрены в статье «Споры по перевозкам грузов в арбитражной практике».

Особенности перевозки грузов

Под перевозкой грузов Гражданский кодекс понимает перемещение в пространстве определенного груза с доставкой в конкретное место и выдачей управомоченному лицу. Договор перевозки относится к реальным сделкам, поскольку обязательства перевозчика «завязаны» на обязанности грузоотправителя сдать груз для доставки в оговоренный пункт назначения. Отправитель же обязан оплатить перевозку по согласованному тарифу.

За отклонение от согласованных условий перевозки и отправитель груза, и перевозчик несут ответственность, которая определяется ГК РФ, соответствующими транспортными кодексами и уставами, а также заключенным договором. При этом ограничение либо полное устранение ответственности перевозчика, прописанной в законе, не допускается (за исключением случаев, когда такая возможность отнесена на усмотрение сторон).

Ответственность перевозчика и отправителя

Общие правила перевозки, которые касаются перемещения самых разных видов груза любым видом транспорта, устанавливают взаимную ответственность участников перевозки.

На перевозчика возлагается ответственность:

  • за неподанное транспортное средство — штраф (размер устанавливается договором либо транспортными уставами и кодексами);
  • за нарушенные сроки перевозки — штраф и/или пени;
  • за любое повреждение имущества, включая его утрату — полное либо частичное возмещение его стоимости.

На отправителя возлагается ответственность:

  • за передачу к отправке груза, запрещенного для транспортировки;
  • за отражение в накладной искаженных (недостоверных) сведений о грузе;
  • за задержку погрузки;
  • за отказ выполнять согласованную заявку на перевозку;
  • за просрочку внесения сумм, причитающихся перевозчику.

Ответственность отправителя заключается в возмещении убытков, уплате штрафа и/или неустойки.

Взыскание задолженности в рамках договора перевозки

Основанием для взыскания с отправителя задолженности по оплате служит подтверждение факта оказания услуг перевозчиком. По общему правилу, перевозка груза подтверждается составлением накладной. Впрочем, ее отсутствие не является достаточным основанием для признания договора незаключенным, перевозчик может представить суду любые иные доказательства осуществления перевозки. Таким образом, для взыскания долга с грузоотправителя через суд перевозчику надлежит доказать, что:

  • между сторонами сложились правоотношения по перевозке грузов (к договорам экспедиции, фрахтования и др. применяются иные нормы и правила);
  • услуги по перевозке оказаны надлежащим образом;
  • задолженность отправителя составляет определенную сумму, что подтверждается счетами, актами сверки и т. д.;
  • урегулирование конфликта вне суда не принесло результатов (отправитель не ответил на претензию, отказался производить оплату и т. п.).

Если у перевозчика не получится документально подтвердить, что услуги оказаны на всю заявленную в иске сумму, суд может взыскать с отправителя оплату в сниженном размере.

Обратите внимание, претензионный порядок для договоров перевозки является обязательным, впрочем, как и для подавляющего большинства споров из договорных правоотношений, рассматриваемых арбитражными судами. При этом срок исковой давности по таким требованиям не превышает один год. Пропуск срока давности может послужить отказом в удовлетворении требований о взыскании задолженности по договору перевозки.

Если перевозчик отказался исполнять договор, а грузоотправитель уже внес предоплату, то для возврата перечисленных средств следует заявлять иск о взыскании неосновательного обогащения. Такой же подход используется, когда грузоотправитель требует произвести перерасчет провозной платы и вернуть излишне уплаченное (если у перевозчика не было оснований для получения дополнительной оплаты).

Взыскание убытков

Убытками российский закон признает как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Для взыскания убытков по договорам перевозки следует соблюдать несколько правил. Во-первых, подтвердить наличие между сторонами отношений по перевозке грузов. Во-вторых, доказать наличие убытков в заявленном размере. В-третьих, обосновать причинную связь между поведением контрагента и возникновением убытков.

В качестве примера можно привести необоснованный отказ перевозчика от взятых на себя договорных обязательств. Еще один вариант — порча (утеря) груза, переданного для транспортировки. С момента принятия товара именно перевозчик отвечает за его сохранность. Он несет ответственность даже в том случае, когда груз пострадал не по его вине, например, в ДТП из-за неисправности автомобиля или ремонта на дороге, преступлений, совершенных третьими лицами и т. д. Перевозчик освобождается от ответственности только в тех случаях, когда действовала непреодолимая сила (военные действия, землетрясения и др.).

Размер убытков отправителя груза рассчитывается от объявленной стоимости груза. С перевозчика может быть взыскана полная стоимость либо сумма, на которую понизилась цена груза.

Перевозчик может переложить ответственность на отправителя, если докажет, что именно отправитель виноват в порче груза, так как не упаковал его соответствующим образом. Если в утрате груза виновны иные лица, перевозчик вправе предъявить к ним регрессные требования после возмещения владельцу стоимости поврежденного имущества.

Взыскание неустойки

Штрафные санкции являются эффективным рычагом воздействия на контрагента. Однако для их применения взыскателю необходимо соблюдать определенные требования. К примеру, чтобы потребовать штраф за непредъявление отправителем товара к перевозке, нужно зафиксировать факт такого нарушения. Надлежащим доказательством неисполнения отправителем своих обязанностей может послужить составленный акт и соответствующие отметки в транспортной накладной (ином подходящем документе: путевом листе, сопроводительной ведомости и др.).

Причем такой акт должны подписать обе стороны (и отправитель, и перевозчик). Одностороннее оформление документов допускается только при условии, что перевозчик письменно уведомил отправителя, а тот уклонился от участия в составлении акта. Чтобы суд принял во внимание односторонний акт, составленный перевозчиком, тому следует подготовить подтверждение надлежащего извещения грузоотправителя (форма такого уведомления может быть установлена в договоре). В акте следует максимально подробно изложить все обстоятельства, избегая неоднозначных формулировок, а также зафиксировать отказ грузоотправителя от подписания документа. Если есть такая возможность, желательно приложить к акту фото и видео материалы.

Аналогичный алгоритм действий применяется, когда отправитель груза отказывается использовать поданные транспортные средства, пригодные для перевозки данного товара, либо задерживает погрузку, что приводит к простою транспорта перевозчика.

Освободить отправителя груза от ответственности может только форс-мажор, когда нарушением обязательств произошло по причинам, от него не зависящим.

Несмотря на то, что стороны вправе установить любые штрафные санкции за неисполнение заключенного договора, суд может снизить размер неустойки (по заявлению должника). Высший суд высказал позицию, согласно которой неустойка не может использоваться для обогащения. Поскольку неустойка носит компенсационный характер, ее сумма должна быть соразмерна наступившим последствиям. Степень (не)соразмерности устанавливает судья в каждом конкретном случае с учетом представленных доказательств и, конечно, своего внутреннего убеждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок