Главная » СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ » Абонентское юридическое обслуживание бизнеса
СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Абонентское юридическое обслуживание бизнеса

Руководителям и владельцам бизнеса ежедневно приходится решать бесчисленное множество задач. Причем многие из этих вопросов лежат вне сферы управления и коммерции, а относятся к юридической тематике. Например, что делать с контрагентом, который срывает сроки или не платит по сделке, как реагировать на необоснованную претензию контролирующего органа, как поступить с сотрудником, который «сливает» конкурентам важную информацию. Так что предприниматели вынуждены ломать голову еще и над такими довольно специфическими проблемами.

Поиск выхода из конфликтной ситуации оттягивает на себя очень много ресурсов (сил, нервов и времени), которые необходимы предпринимателям для решения совершенно других задач. К тому же урегулирование правовых вопросов требует наличия особых знаний и высокого уровня юридических компетенций. Поэтому представители бизнеса все чаще склоняются в своем выборе к профессиональному абонентскому юридическому обслуживанию.

Какие направления охотнее всего бизнес отдает на аутсорс

Аутсорсинг, как вид услуг, подразумевает делегирование определенных функций сторонним специалистам (слово, в принципе, так и переводится — «использование внешнего источника», outer-source-using). То есть ряд бизнес-задач, которые обычно выполняются штатными сотрудниками внутри компании, перенаправляются на внешнего исполнителя. Поставщиком услуг, как правило, выступает компания, которая имеет узкую специализацию в конкретной области.

Популярными направлениями для аутсорсинга можно назвать маркетинг, логистику, IT, HR, бухгалтерию, право. Например, если предприниматель намерен активно продвигать свой товар, но при этом не понимает, с чего начать и как повысить конкурентоспособность, то он обращается за помощью к профессионалам. Не расширяет штат за счет найма маркетологов, а ищет для сотрудничества маркетинговое агентство.

То же самое с бухгалтерией или кадровым делопроизводством. Нанятый работник может со всеми задачами не справляться (из-за того, что слишком большая нагрузка, опыта не хватает и т. д.) или такого сотрудника вообще в штате нет (поэтому все вопросы вынужден решать директор, он же учредитель). В этом случае руководителю необходимо искать помощников, иначе последствия для фирмы будут катастрофическими. Выхода, как правило, два: либо раздувать штат, который придется потом содержать, либо выбирать бухгалтерский (кадровый) аутсорс.

Примерно так же обстоят дела с обеспечением для бизнеса надежной юридической защиты. Любая компания находится под гнетом внешних и внутренних проблем. Угроза может исходить от недобросовестных конкурентов, партнеров, и даже собственных сотрудников, которые ведут себя агрессивно и недружественно. Довольно часто «прилетает» и от органов власти: различных проверяющих и контролирующих госструктур, которые предъявляют неправомерные (непомерные) требования либо превышают полномочия во время проверок.

Нанять одного (двух) юрисконсультов-универсалов, которые знают все, но в общих чертах, — не вариант, они просто не справятся со всеми вызовами на должном уровне. Противодействие конкурентам, сопровождение налоговых (пожарных, трудовых) проверок, взыскание долгов с контрагентов, обжалование действий чиновников, разрешение споров с работниками — каждый из этих вопросов требует серьезных знаний и опыта в соответствующей области материального и процессуального права.

Можно, конечно, занять выжидательную позицию: попытаться разрулить конфликт или иную проблему своими силами, посмотреть, во что это выльется, а когда «запахнет жареным», тогда уже искать поддержки у опытных адвокатов и консультантов. Но в таком случае велик риск упустить время и возможности, значительно ухудшив свое первоначальное положение. Поэтому дальновидные бизнесмены отдают предпочтение профессиональному юридическому обслуживанию на условиях абонента.

Как бизнес сотрудничает с правовым аутсорсером на условиях абонента

Абонентское юридическое обслуживание подразумевает постоянное правовое сопровождение бизнес-процессов. Заранее довольно сложно предугадать, сколько конфликтных ситуаций придется юристам разрешать или сколько договоров анализировать и сделок сопровождать. Можно лишь приблизительно очертить объем услуг как перечень плановых и внеплановых мероприятий.

Соответственно, на практике применяется такой подход: оплата за нормо-часы либо за период обслуживания (абонент).

  1. Оплата по часам означает, что заказчик будет платить только за то время, что исполнитель решал его задачу. Количество отработанных часов определит сам исполнитель с учетом конкретных обстоятельств и сложившихся обычаев, например, составление договора — столько часов, согласование разногласий с контрагентом — столько. Несмотря на то, что такая схема довольно популярна на западе, в наших условиях она приживается с трудом: предприниматели не понимают, почему они должны платить не за результат, а за время.
  2. Гораздо чаще плата (цена сопровождения) устанавливается за определенный период обслуживания с учетом согласованного объема услуг. В этом случае для заказчика совершенно неважно, сколько времени потратил исполнитель на выполнение задачи, он платит не за нормо-часы, а за решение проблемы или вопроса. Какие именно функции переходят к аутсорсеру — в каждом конкретном случае решает заказчик, исходя из своих соображений, потребностей и возможностей.

Например, можно передать на аутсорсинг только сопровождение сделок либо исключительно судебные споры. Скажем, если заказчик активно занимается строительством, то ему необходимо постоянно отслеживать исполнение подрядных работ, потому что подрядчики «грешат» нарушением сроков и требований к качеству, неправильно сдают объекты, не передают необходимую документацию и т. п. Тогда юристы-аутсорсеры берут на контроль это направление:

  • участвуют в согласовании условий сделки;
  • мониторят ситуацию с реализацией строительных проектов (промежуточные и окончательные этапы);
  • выявляют потенциальные риски;
  • разрешают конфликтные ситуации (предъявляют претензии, обращаются в суды, добиваются исполнения принятых решений).

В этом случае аутсорсинговая юридическая компания обслуживает бизнес на условиях абонента параллельно с работой собственных юристов заказчика. Штатные сотрудники работают в обычном режиме, решая текущие вопросы, в то время как аутсорсеры ведут свое направление. Таким образом, внутренние и внешние специалисты работают, не мешая друг другу, а дополняя и содействуя.

Допустим и такой вариант, что вся юридическая сторона деятельности компании будет передана сторонним адвокатам на обслуживание. Тогда бизнес получит на условиях абонента:

  • правовые консультации экспертного уровня по текущим и срочным вопросам;
  • сопровождение договорной работы (контроль правильного оформления первичных документов);
  • квалифицированную поддержку в случае возникновения форс-мажорных ситуаций, включая проверки контролирующих органов;
  • правовую защиту в конфликтах с контрагентами, партнерами, госструктурами и прочими лицами (эффективное урегулирование споров).

То есть компания-заказчик приобретет в лице аутсорсера целый юридический отдел, который закроет все потребности в решении правовых вопросов.

Проблемы перехода на аутсорс

Сотрудничество с аутсорсинговой компанией по юридическим вопросам имеет несколько «болевых» точек. Что предпринимателей волнует больше всего? Во-первых, есть ли реальная выгода от такого сотрудничества, в том числе финансовая. Во-вторых, насколько высоки риски, связанные с разглашением конфиденциальных сведений.

Что касается выгоды, то здесь два аспекта: 1) сколько и за что бизнес платит, 2) какой результат за эти деньги получает. Конкретная цена зависит от «статуса» исполнителя и реального объема услуг, включенного в абонент. Здесь, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет», каждый выбирает, исходя из собственных приоритетов и финансовых возможностей. Главное, чтобы затраты на правовой аутсорсинг хотя бы окупались, а еще лучше — приносили ощутимый доход.

Грубо говоря, если бизнес тратит на абонентское юридическое сопровождение ежемесячно энную сумму, но проблем в юридической плоскости только прибавляется, тогда к чему эти траты? Количество правовых ошибок и промахов под контролем опытных юристов должно стремиться к нулю. Потенциальные риски должны быть своевременно обнаружены и устранены. Результатом грамотной работы юристов будет:

  • снижение общего числа претензий к заказчику (со стороны контрагентов, государственных органов, сотрудников);
  • результативное урегулирование споров без суда;
  • взыскание реальных денег с должников (а не только получение судебных актов, ничем и никем не обеспеченных).

Хороший показатель юридической работы — положительная динамика и конечный результат. Если проблемы эффективно решаются по мере возникновения, а не накапливаются, то предприниматели неизменно выигрывают как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Принимая во внимание размеры потенциальных убытков, штрафных санкций, налоговых доначислений за допущенные нарушения, стоимость услуг профессиональных юристов кажется весьма скромной. Например, цена абонентского обслуживания в Юридической компании «Антанта» сопоставима со средней зарплатой обычного штатного юриста. А получает заказчик в рамках абонента доступ к целой команде профессиональных арбитражных адвокатов с огромным опытом разрешения налоговых, строительных, договорных и иных споров.

Стоит упомянуть и про такой приятный бонус как возможность отнести затраты на оплату услуг аутсорсера к расходам при определении базы по налогу на прибыль. Если отказаться от содержания штата собственных юристов, то можно еще сэкономить на оборудовании дополнительных рабочих мест, зарплатных налогах и прочих обязательных отчислениях.

При этом с внешними специалистами очень легко начать работать, впрочем, как и прекратить сотрудничество. Например, мы не берем предоплаты за свои услуги, достаточно согласовать необходимый объем работ и подписать договор, чтобы мы подключились к решению вопросов. В курс дела наши специалисты войдут довольно быстро благодаря накопленным навыкам и опыту, так что вникать в тонкости ваших бизнес-процессов мы будем не дольше, чем новый штатный сотрудник.

По каждому направлению (налоги, строительство, банкротство, дебиторка) у нас есть свой профи, так что мы всегда можем привлечь к решению задачи специалиста соответствующего профиля. Командная работа позволяет добиваться потрясающих результатов с минимальными затратами для заказчика. К тому же нет риска остаться вообще без правовой поддержки из-за того, что юрист заболел или уехал в отпуск.

Что же касается рисков разглашения конфиденциальных сведений, ставших известными исполнителю в рамках абонентского обслуживания, то это напрасные страхи. В юридическом бизнесе репутационные потери имеют огромную силу и влияние, поэтому юристы крайне дорожат своим добрым именем. Стоит совсем немного потратить времени на поиск информации в интернете, чтобы понять, что за юридическую компанию вы выбираете себе в качестве постоянного партнера. Здесь, как говорится, имеющий глаза да увидит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок