Ранее, в ряде статей я подробно раскрывал все этапы юридической работы по урегулированию задолженности, в том числе проблемной. Однако, каждый год практика сопровождения вопросов по возврату долгов меняется, поэтому данный материал должен быть актуализирован применительно к настоящему времени. С момента написания прошлой статьи прошло около 4-х лет, которые сделали тот материал частично неактуальным и требующим дополнения в форме настоящей статьи.
В статье мы рассмотрим классические три этапа, направленные на взыскание задолженности: претензионный порядок досудебного урегулирования спора, взыскание задолженности в арбитражном суде и исполнительное производство.
Для правильного понимания материала обратимся к основным понятиям. Большинство сторон спора, включая некоторых юристов и адвокатов, некорректно используют данные, казалось бы обычные в общении, термины.
Задолженность или долг — обязательство возвратить обратно полученные денежные средства или иные активы.
Обязанность — установленное нормативно-правовыми государственными или муниципальными актами обязательство лица соблюдать соответствующие правила.
Обязательство — обязательство стороны (должника) перед другой стороной (кредитором), зафиксированное в заключенном договоре либо возникшие в рамках сложившегося между ними взаимодействия (причинение вреда, неисполненное по расторгнутому договору и др.)
Оглавление
- 1 Виды возникающих обязательств
- 2 Неосновательное обогащение
- 3 Как взыскать задолженность в претензионном порядке без обращения в суд
- 4 Взыскание задолженности в арбитражном суде
- 5 Исполнение судебного решения — направление исполнительного листа в банк или приставам
- 6 Недобросовестные действия должников
- 7 Читайте так же:
Виды возникающих обязательств
Основные сферы взаимоотношений, требующие работы с долгами, в порядке наибольшего количества обращений (по собственной практике ООО «ЮК Антанта»):
- взыскание задолженности по договору подряда (строительного подряда, субподряда, по договору проведения проектных и изыскательских работ). Наибольшая концентрация споров по строительным и иным подрядным договорам является результатом массовых точечных и комплексных застроек как жилыми многоквартирными домами и кварталами так и коммерческой недвижимостью.
- взыскание задолженности по договору поставки (купли-продажи, перевозки, транспортной экспедиции). Создает достаточно высокую конкуренцию вышеуказанному пункту по соответствующим причинам.
- взыскание задолженности по договору оказания услуг
- работа с долгами государственных и муниципальных организаций и предприятий (государственные и муниципальные контракты, соглашения и договоры). Тут требуется особый юридический подход ввиду наличия ряда препятствий и некоторых особенностей взаимодействия с судом.
- взыскание задолженности по кредитному договору (договору займа). Если речь не идет о фальсификациях и иных криминальных элементах, то в большинстве внимание акцентируется на штрафных санкциях (неустойках, пенях) в целях их снижения.
- взыскание долга по договору аренды (субаренды) недвижимого и движимого имущества. Данная категория споров также требует внимательного детального изучения документации, т.к. на практике довольно много препятствий для получения необходимого результата
- взыскание задолженности по агентскому (субагентскому) договору.
- вексельные долги. В настоящее время их количество уменьшается, споров становится меньше.
Неосновательное обогащение
По всем данным видам договоров возникают и внедоговорные обязательства — неосновательное обогащение. Это случается тогда, когда у должника прекращается право (или не появлялось) удерживать вещь или деньги. В большинстве случаев, речь идет об ошибочном перечислении денежных средств или передаче вещи, либо о расторжении договора и возврата полученного в рамках взаимодействия по нему. Для судебных специалистов взыскание неосновательного обогащения не представляет сложности.
Отдельным обязательственным блоком идет возмещение причиненного вреда. Но в данном материале мы сконцентрируемся на договорных обязательствах, а не деликтных.
Далее, рассмотрим основные действия, направленные на взыскание задолженности.
Как взыскать задолженность в претензионном порядке без обращения в суд
В-первую очередь, необходимо определить характер претензионного порядка. Это следует сделать перед составлением претензии.
У нас в практике сложилось два базовых подхода к претензионному порядку: конструктивный, доброжелательный и критичный. Доброжелательный (конструктивный, лояльный) — преимущественное сохранение отношений между должником и кредитором и отсутствие «жестких» формулировок в претензии. Подход критичный предусматривает наличие формулировок, указывающих на негативные последствия (начисление неустоек, обращение в суд, взыскание судебных издержек, распространение негативной информации о должнике, его банкротство и пр.).
В обоих случаях составления претензии требуется подход опытных юристов.
Во-вторых, несмотря на отсутствие обязательной формы для претензии как процессуального документа, во внесудебном урегулировании спора данный документ является основным фактором для принятия должником решения о выплате либо невыплате долга.
Эффективное взыскание задолженности предусматривает грамотную юридическую работу и в претензионном порядке, так как должник должен видеть четкое понимание кредитором всей процедуры и действующих законодательных норм. В практике мы много раз встречались с такими претензиями, которые, несмотря на мнение кредиторов, не только не разрешали конфликтную ситуацию, но из-за их некомпетентности делали ее (ситуацию) сложнее, а долг невозвратнее. Более того, в большинстве случаев доверители соглашаются с нашим предложением подписать претензию юристом ЮК Антанта по доверенности. Получив претензионное обращение от судебного юриста, должник отнесется к нему куда серьезней, нежели к повторяющимся одинаковым пресным просьбам кредитора вернуть долг.
Взыскание задолженности в арбитражном суде
На этапе обращения в арбитражный суд очень важно правильно составить исковое заявление и приложение к нему. Ряд поданных исков остается без движения и, даже, без рассмотрения, из-за неправильно изложенных обстоятельств и/или нормативных оснований, некорректно рассчитанных (и уплаченных) госпошлин, отсутствия необходимых приложений. Эти все формальности играют большую роль при принятии судом иска к производству.
Далее, когда арбитражное дело возбуждено, важно мониторить его ход и участвовать во всех судебных заседаниях. За годы работы мы встречались с ситуациями, когда первая судебная инстанция была проиграна истцом из-за непривлечения профессионального юриста и представления таковыми ответчика. Даже, в, казалось бы, спорах с очевидной перспективой, при отсутствии должной юридической защиты истца взыскание задолженности может быть поставлено под большое сомнение подготовленным и грамотным в таких вопросах ответчиком.
Противодействие ответчика по делу о взыскании долгов может заключаться во многих действиях, к которым неопытный судебный представитель зачастую не готов:
- оспаривание подписания договора, на котором основаны требования (случается, что договор действительно подписал не директор)
- заявление о признании сделки недействительной полностью или в части по различным основаниям
- в аналогичном порядке оспаривание подписания закрывающих документов: актов выполненных работ КС-2, КС-3, актов оказанных услуг, товарных накладных, отчетов и пр.
- затягивание судебного процесса путем предъявления встречных исков, заявления процессуальных ходатайств (о рассмотрении дела присяжными заседателями, о привлечении третьих лиц, о назначении экспертизы и т.п.), либо обжалования судебных определений
- представление в суд поддельных документов, опровергающих наличие задолженности.
Постоянно практикующие в арбитражном суде юристы прекрасно знают как надо реагировать в подобных ситуациях, а случайные представители в суде, зачастую, «теряются» и проигрывают дела. Руководители в таких случаях полагают, что есть другие инстанции для восстановления очевидной справедливости. И это вторая их ошибка — по Арбитражному процессуальному кодексу РФ — отрицательные последствия несовершения процессуальных действий (в т.ч. непривлечение профессиональных юристов) ложатся на соответствующую сторону, данном случае на истца. И апелляционный и кассационный суд в таких ситуациях поддерживают решение суда, подтверждающие отсутствие оснований для взыскания задолженности и создающее непреодолимую преграду для дальнейших действий.
За большую практику работы, нам лишь несколько раз удалось отменить неправосудные решения. В тех процессах приходилось применять различные уловки и хитрости.
Исполнение судебного решения — направление исполнительного листа в банк или приставам
Общение с доверителями показывает, что абсолютное их большинство осведомлено о низкой эффективности официального исполнительного органа — службы судебных приставов-исполнителей. И это мнение соответствует действительности, поэтому используется другой, альтернативный, описанный ниже способ получения денег.
К судебным приставам-исполнителям, к сожалению, мы обращаемся когда нам необходимо получить подтверждение неисполнимости решения суда (для различных целей, в т.ч. для взыскания убытков с руководителей и собственников общества должника) — актов о невозможности взыскания денежных средств.
По этой причине практически в качестве единственного способа исполнения решения суда в настоящий момент рассматривается направление исполнительного листа с соответствующим заявлением в обслуживающий должника банк. Сведения обо всех открытых счетах в настоящий момент можно получить различными способами довольно оперативно. Важнее, правильно оформить сопроводительное исполнительный лист заявление — требования к такому оформлению установлены Законом «Об исполнительном производстве» и их выполнение тщательно проверяется банком, в большинстве не желающим добровольно совершать действия против своего клиента.
При этом, Законом «Об исполнительном производстве» кредитной организации предоставлено 3 дня для исполнения судебного акта. Среди наших прецедентов имеются судебные решения о взыскании убытков непосредственно с банка, исполнившего преимущественно перед исполнительным листом другие платежные документы должника.
Недобросовестные действия должников
Уклоняющиеся от погашения задолженности контрагенты прибегают к различным способам. Помимо, вышеуказанного противодействия эффективному правосудию, есть два распространенных способа уходить от действий, направленных на взыскание задолженности:
- реорганизация должника чаще всего в форме присоединения или слияния. Ввиду активизации законодателя в этом направлении, сейчас способ становится менее реализуем на практике
- банкротство должника — это законная процедура, предусматривающая мораторий (временное приостановление) исполнения судебных решений и возможность оздоровиться финансово, либо завершить деятельность общества без перехода долгов. Более того, законом о банкротстве предусмотрена обязанность должника заявить в отношении себя о банкротстве при наличии соответствующих признаков (неплатежеспособность).
Как можно видеть, данный обзор охватывает достаточно широкий спектр спорных ситуаций, связанных с возникновением и взысканием задолженностей. При желании обсудить какие-то моменты или обратиться за юридической помощью, просьба писать в комментариях к данной статье либо обращаться к юристам ЮК Антанта.
Роман
А мы с коллегами считаем неосновательное обогащение тоже видом задолженности, а не самостояелным типом обязательств. На практике это ни разу не мешало!
Валентина
Добрый день. Мне кажется проще всего уклониться от погашения задолженности, как бы это просто не звучало — её не гасить. Все, точка. Оставляем компанию со всеми долгами болтаться, бизнес ведем через новую фирму. Спустя несколько месяцев налоговая инспекция самостоятельно ликвидирует должника, а вы будете непричем формально. Просто и дешево.
Магомед
Да, уже дооставлялись компаний с долгами. 2 обанкрочены, а одна ликвидирована принудительно и по ней подано внебанкротное заявление о субсидиарке. Такие вопросы надо решать, а не убегать.