Главная » Статьи о налоговых спорах » Выездная налоговая проверка.
Статьи о налоговых спорах

Выездная налоговая проверка.

В каком случае какие виды налоговых проверок уполномочен проводить налоговый орган? Какие у него на это есть сроки? Какие мероприятия в рамках выездных и камеральных налоговых проверок инспекторам проводить можно, а какие нельзя? Как налогоплательщику защитить свои права? Ответы на эти и на другие практические вопросы Вы сможете найти в этой статье. Я руководствуюсь арбитражной практикой по налоговым спорам и действующим законодательством о налогах и сборах.

Как известно, налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка

Камеральные налоговые проверки проводятся в помещении территориальной налоговой инспекции. Срок проведения камеральной налоговой проверки – 3 месяца с момента сдачи налоговой декларации. Для возбуждения такой проверки не требуется специального решения, инспекторы проводят камеральную налоговую проверку в рамках своих служебных обязанностей. Налоговые инспекторы запрашивают и изучают декларации и подтверждающие содержащиеся в них сведения документы.

Необходимо иметь ввиду, что согласно действующей арбитражной практике разрешения налоговых споров, налоговый орган не вправе требовать каких-либо иных документов, не имеющих отношения к рассматриваемой налоговой декларации, проверять другие периоды, и, что немаловажно, направлять требование о предоставлении документов по юридическому адресу организации, минуя возможность личного вручения такого требования представителям организации.  Если в ходе проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщик представит уточненную налоговую декларацию, то налоговый орган обязан провести камеральную налоговую проверку с учетом представленных новых сведений.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится с выездом инспекторов непосредственно к налогоплательщику, при этом, допускается проведение проверки и на территории налогового органа. Для инициирования выездной налоговой проверки обязательно наличие решения начальника либо заместителя начальника соответствующей налоговой инспекции. Выездная проверка проводится по неограниченному количеству налогов (НДС, НП, НДФЛ, ЕСН, ФСС, транспортный налог, налог на имущество и др.) и может затрагивать трехлетний период до момента начала проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки обычно составляет 2 месяца, однако законодатель допускает его увеличение до полугода по решению руководителя налогового органа. Проверка может быть приостановлена на срок до полугода для истребования дополнительных документов, проведения экспертиз, истребования информации от иностранных государств и перевода документов, составленных на иностранном языке.

Налоговые инспекторы могут ознакомиться с необходимыми документами лично или вручив проверяемому лицу требование о представлении таких документов, при этом, подлинные экземпляры документов налоговым инспекторам представляются на обозрение на территории налогоплательщика.

Далее, важно соблюдение налоговыми инспекторами сроков составления процессуальных документов по результатам проведения выездной налоговой проверки:

  • в последний день налоговой выездной проверки инспектором составляется и вручается налогоплательщику справка о проведенной налоговой проверке. Справка содержит общие сведения об основаниях проверки, налогоплательщике, перечне проверяемых к уплате налогов и сборов и период проведения выездной проверки;
  • в течение двух месяцев со дня окончания налоговой проверки должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт содержит описательную, установочную и резолютивную часть (наподобие судебного арбитражного решения). Инспекторы указывают, какие документы изучались, на основании каких норм и доводов сделаны заключения о законности либо незаконности действий налогоплательщика, и предложения проверяющих по результатам проверки. На акт налоговой проверки в течение 15 дней налогоплательщик вправе подать письменные возражения с приложением необходимых документов;
  • спустя 10 дней после составления акта налоговой проверки или рассмотрения возражений на акт налоговой проверки (в случае их подачи), руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в таком привлечении. Данное решение можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней, либо оно вступит в силу, что даст возможность налоговым инспекторам исполнять содержащиеся в нем требования. Если решение было обжаловано, то вышестоящий налоговый орган – УФНС – должно рассмотреть апелляционную жалобу в течение 30 дней.

Необходимо в очередной раз отметить, что законодательство о налогах и сборах запрещает нам обжаловать решение по результатам налоговой проверки сразу в арбитражный суд, минуя апелляционный порядок обжалования в вышестоящем налоговом органе.

В рамках налоговых проверок допускается проведение налоговыми инспекторами следующих мероприятий:

  • допрос свидетелей. Оформляется протоколом допроса свидетеля. На практике используется налоговым органом как доказательство всего, что можно… и нельзя доказывать свидетельскими показаниями. Как уже ясно, в большинстве случаев очень спорное доказательство;
  • осмотр помещений и территорий организации – налогоплательщика на предмет ознакомления с необходимыми в целях проведения проверки документами и предметами. В мероприятии имеет право участвовать проверяемое лицо. Может фиксироваться фото и видеосъемкой, составляется протокол осмотра;
  • истребование документов у налогоплательщика также является проводимым мероприятием в рамках налогового контроля. Как я уже пояснял, есть процессуальные особенности вручения требования о предоставлении документов в рамках проводимых проверок;
  • встречные проверки. Подразумевают под собой истребование документов у контрагента налогоплательщика относительно их взаимоотношений. Достаточно популярное мероприятие, в результате которого возникает самое большое количество споров. Несмотря на наличие права у налогового органа проводить встречную налоговую проверку, суды требуют фиксации допущенных контрагентом нарушений отдельной в отношении контрагента проверкой. В большинстве случаев контрагенты не реагируют на запросы в рамках встречных налоговых проверок, ответственность за что налоговые органы пытаются переложить на налогоплательщика;
  • выемка документов. Данное процессуальное действие не распространено в настоящее время, т.к. налоговый орган без дополнительных оформительских процедур получает от налогоплательщика весь комплект необходимых документов. В ином случае, налогоплательщику грозит отдельный штраф;
  • экспертиза документов. Экспертиза назначается в тех случаях, когда для определения каких-либо обстоятельств требуются специальные познания. В большинстве случаев, это почерковедческие экспертизы подписей руководителей контрагентов налогоплательщиков на договорах, накладных, актах приемки работ и услуг. Часто налоговые инспектора не проводят почерковедческую экспертизу, а ограничиваются показаниями руководителей контрагентов о том, что документы ими не подписывались. Как показывает арбитражная практика по налоговым спорам, такая позиция налоговой ошибочна в силу положений об относимости и допустимости доказательств.

Это основные практические моменты, которые необходимо знать о налоговых проверках. О возражениях на акт налоговой проверки, апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган я писал ранее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок