Главная » Статьи о налоговых спорах » Обоснованный ответ налоговой на запрос налогоплательщика
Статьи о налоговых спорах

Обоснованный ответ налоговой на запрос налогоплательщика

На чьей стороне налоговый орган?

Сегодня я бы хотел проанализировать два ответа МИФНС России № 46 по г. Москве, в которых содержатся две правовые позиции одного налогового органа, прямо противоположные друг другу. При этом, указанные мнения подкрепляются нормами закона и действующей судебной арбитражной практикой. Из подписанных одним и тем же заместителем начальника основной московской инспекции ответов мы сможем увидеть, как уполномоченный государственный орган реагирует на обращения организаций и в чьих интересах он действует, чьи права защищает…

Речь идет о полномочиях регистрирующего органа по проверке и правовой экспертизе представляемых на государственную регистрацию документов. Если у читателя нет желания изучать полные тексты представленных ответов налогового органа, он может прочитать лишь выделенные абзацы, которые явно подчеркивают необходимую мысль. 

Итак, первое письмо представляет из себя ответ 46-ой налоговой на мой запрос, или, наверно, просьбу, о приостановлении регистрационных действий в отношении компании, являющейся должником по исполнительному листу о взыскании задолженности перед моим клиентом. Безусловно, на нормах закона такое обращение не основано, но и категоричного требования о его удовлетворении не было. Мне просто было необходимо как можно раньше сделать соответствующее уведомление.. Однако, я не ожидал такого мотивированного ответа.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве (далее — Инспекция) информирует о принятии к сведению информации, изложенной в поступившем обращении в отношении ООО «Онлайн Вояж» ОРГН 1077746731094, при этом сообщает следующее.

Инспекция является специализированным налоговым органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с установленным заявительным принципом государственной регистрации, ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представляемых в регистрирующий орган документах, возложена на заявителей; регистрирующий орган вносит записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) на основании декларативно указанных заявителем сведений, содержащихся в представленный в регистрирующий орган документах, исчерпывающий перечень которых определен Законом №129-ФЗ.

Пунктом 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документов сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 129-ФЗ.

Таким образом, Законом № 129-ФЗ регламентированы полномочия регистрирующего органа, в частности отсутствие права по проведению правовой экспертизы представляемых для государственной регистрации документов (данное положение подтверждается правоприменительной практикой, в том числе Постановлением ФАС Московского округа от 03.07.2008 г. № КГ-А40/5654-08,от 21.01.2009 г. № КГ-А40/11425-08).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом, действующим законодательством не предусмотрена процедура приостановления регистрационных действий.

В случае представления в Инспекцию № 46 полного комплекта документов, предусмотренных Законом № 129-ФЗ и при отсутствии оснований для отказа  в государственной регистрации, установленных ст. 23 Закона № 129-ФЗ, Инспекция № 46 принимает решение о государственной регистрации.

В соответствии с законодательством об исполнительном производстве, арбитражным, гражданским и уголовно-процессуальным законодательством запрет на совершение определенных действий может быть установлен на основании и в порядке, определенном соответствующим судебным актом.

По состоянию на сегодняшний день Инспекции не предъявлены к исполнению какие-либо исполнительные документы, устанавливающие требование о запрете осуществления регистрационных действий в отношении юридического лица ООО «Онлайн Вояж».

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации 2 класса                      _________________ П.Ю.

Второй ответ налогового органа представляет из себя ничто иное, как отзыв на мое заявление об оспаривании решения Инспекции об отказе в регистрации акционерного общества. Я уйду от обоснования своей правовой позиции (однако, нельзя не отметить, что в суде налоговая проиграла), и снова обращу внимание читателя на обоснование государственным уполномоченным органом своей позиции.

Арбитражный суд г. Москвы
115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 17
Заявитель:
ЗАО «Заявитель»
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 1
Ответчик:
Межрайонная ИФНС России № 46 по г. Москве
125373, г. Москва, Походный пр-д, вл. 3, корп. 1

Отзыв

По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации ЗАО «Стоун» при создании, Межрайонная ИФНС России № 46 по г. Москве (далее – Инспекция № 46) было принято решение об отказе в государственной регистрации.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган руководствовался следующим.

В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального Закона от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 12 Закона № 129-ФЗ для государственно регистрации юридического лица при создании представляются следующие документы, а именно:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица;

в) учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Как следует из указанной выше нормы, представленные учредительные документы должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы.

В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон №208-ФЗ), устав общества является учредительным документом общества.

В соответствии с положениями п. 6 ст. 98 ГК РФ, акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения.

Вышеуказанное императивное требование закона связано со спецификой акционерных обществ, учрежденных одним лицом или имеющих одного акционера.

Представленный в регистрирующий орган Устав ЗАО «Стоун» не соответствует требованиям действующего законодательства о государственной регистрации, поскольку не содержит сведения, предусмотренные п. 6 ст. 98 ГК РФ.

Представление документа, который не содержит сведений, установленных законодательством Российской Федерации, либо содержит недостоверные сведения, должно расцениваться как непредставление надлежащего документа (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.08.2005 г. по делу № КГ-А40/6804-05), что в соответствии со ст. 23 Закона № 129-ФЗ является основанием к отказу в государственной регистрации.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В случае соответствия ненормативного акта закону, он не может быть признан недействительным.

На основании изложенного, а также в соответствии со ст. 198, ст. 199, ст. 41, п. 3 ст. 201 АПК РФ, Инспекция № 46 просит Арбитражный суд города Москвы отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 2 класса                               __________________ П.Ю.

Как резюмировать опубликованные письма и как в мирном порядке взаимодействовать с налоговым органом, я не знаю. Свое мнение по написанному читатель может оставить в форме комментирования (публикуются все отзывы, предложения, вопросы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок