Главная » Статьи о налоговых спорах » Возражения на акт налоговой проверки. Спор с ИФНС.
Статьи о налоговых спорах

Возражения на акт налоговой проверки. Спор с ИФНС.

Для грамотного и эффективного взаимодействия с налоговой инспекцией после проведенной выездной либо камеральной налоговой проверки нужно понимать следующее.

Согласно пункту 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Из чего следует, что представлять возражения на акт налоговой инспекции является не обязанностью, а правом налогоплательщика. Непредставление возражений не лишает налогоплательщика права приводить свои доводы и оспаривать решение в дальнейшем.

В рамках проверки налоговым органом обычно устанавливается, что налогоплательщик неправомерно отнес в состав расходов услуги недобросовестных контрагентов и, что по указанным контрагентам организация неправомерно включила в состав налоговых вычетов НДС по подписанным от них счетам-фактурам.

Такие выводы налоговые инспектора делают в результате обнаруженных ими различных нарушений, таких как: отсутствие наименований должностных лиц в товарных накладных; несоответствие количества товара в товарных накладных количеству товара в ж/д квитанциях; несоответствие грузополучателя по товарным накладным грузополучателю, указанному в ж/д квитанциях о приемке груза; несоответствие грузоотправителей в товарных накладных грузоотправителям в соответствующих ж/д квитанциях; отсутствие встреч между сотрудниками налогоплательщика и контрагента; взаимоотношения налогоплательщика и контрагента противоречат обычаям делового оборота, разумности и логики; не соответствует дата счета-фактуры его отражению в журнале входящей корреспонденции; недостаточно документов, подтверждающих, что груз был поставлен контрагентом налогоплательщика; при приемке груза он не был взвешен — такие доводы инспектора носят достаточно формальный характер и не имеют прямого отношения к необоснованной налоговой выгоде.

По существу спорных взаимоотношений между налогоплательщиком и его контрагентом налоговый орган приводит следующие доводы: в штате контрагента состоит 1 человек – генеральный директор, основные средства на балансе отсутствуют; лицо, указанное руководителем контрагента отрицает причастность к какой-либо деятельности этой организации; отсутствуют офис и затраты на него и на выплату заработной платы; по адресу регистрации фирма отсутствует; участник контрагента после начала налоговой проверки продал 100% долей в обществе в пользу другого лица и передал ему все документы; контрагент фактически не работает, офиса и основных средств нет, контрагент часто меняет юридический адрес, не представляет по запросу налогового органа документы; контрагент не участвовал в доставке груза по представленным к проверке ж/д квитанциям; у налогоплательщика уменьшилась налогооблагаемая прибыль, а доходы увеличились; экспертным заключением установлено, что подписи в договоре между контрагентом и налогоплательщиком, дополнительных соглашениях, приложениях, спецификациях, счетах-фактурах, актах приемки работ выполнены не лицом, указанным в качестве руководителя контрагента.

Основными доводами, которыми я апеллирую в возражениях на акт налоговой проверки являются следующие положения.

Возражения на акт налоговой проверки.

В соответствии со ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

В соответствии со ст. 252 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Не смотря на то, что обнаруженные налоговым органом недостатки оформленных документов в большинстве не соответствуют действительности и опровергаются имеющимися у налогоплательщика представленными к проверке документами, такие нарушения ни в раздельности, ни в совокупности не влекут предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса РФ ответственности налогоплательщика и не являются основанием для признания налогов неуплаченными.

Также, позиция налогового органа противоречит Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», согласно которому, факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налогоплательщик проявил должную осмотрительность при заключении сделок как с контрагентами, запросив необходимый перечень документов, подтверждающих правоспособность указанных контрагентов.

Реальность совершенных налогоплательщиком сделок, их действительный экономический смысл по существу налоговым органом не оспаривается ввиду отсутствия для этого оснований. Вывод налогового органа о том, что контрагенты не исполняли своих обязательств перед налогоплательщиком материалами проверки не подтверждается, является голословным.

Более того, в соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

Из чего следует, что даже в том случае, если налоговый орган обладает достаточными доказательствами и оспаривает реальный экономический смысл совершенных налогоплательщиком операций, он должен определить какие в действительности взаимоотношения имели место быть и какие налоговые последствия они должны были повлечь, а не полностью отрицать наличие взаимоотношений между контрагентами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок